Фёдор Павлович Калинин - преподаватель географии, заслуженный учитель РСФСР

Тип статьи:
Авторская

Статьи из издания "Вопросы географии", сборник 86-й, 1971.

И.Д.Мусатов, И.Д.Топорков

ФЁДОР ПАВЛОВИЧ КАЛИНИН

(1899 - 1963)

Фёдор Павлович Калинин родился в 1899 г. в селе Возгорье Онежского района Архангельской области в семье рыбака-помора. Здесь он окончил сельскую школу и до 19 лет рыбачил с отцом в Белом море. Потом поступил матросом на траулер. В годы гражданской войны он создал в тылу у врага нелегальную комсомольскую организацию и вместе с комсомольцами вёл агитацию за Советскую власть. С приходом Красной Армии стал членом волисполкома и секретарём волостного комитета комсомола. В 1920 г. Фёдор Павлович по решению укома комсомола был послан в Архангельск на рабфак, по окончании которого работал преподавателем обществоведения в онежской школе. В 1925 г. он был принят в члены ВКП(б) и в том же году назначен на должность инспектора по народному образованию, благодаря чему состоялось его знакомство с Надеждой Константиновной Крупской. Она обратила внимание на острый ум, деловитость, большие способности и жажду к знаниям Фёдора Павловича. По её указанию он был послан делегатом на Всероссийское совещание по народному образованию, а затем по её же совету направлен в Академию коммунистического воспитания, которую и окончил в 1932 г.

В рублёвскую среднюю школу № 580 Фёдор Павлович был назначен в 1934 г. и проработал в ней учителем географии 30 лет. Его богатый опыт работы в школе отражён во многих статьях, опубликованных в методических журналах и сборниках Академии педагогических наук (более 30 статей, в том числе в журнале "География в школе" - 15). Важность и актуальность затрагиваемых в них проблем остаётся в силе и в наше время.

Будучи умельцем-новатором, обладая большими способностями, кипучей энергией и смекалкой, Фёдор Павлович сконструировал свыше 100 наглядных пособий, приборов и приспособлений по всем основным разделам географии.

Наряду с большой повседневной работой в школе он активно участвовал в общественной жизни. Много лет Фёдор Павлович был активным членом Московского филиала Географического общества СССР, членом редколлегии журнала "География в школе", работал в комиссии по географии УМСа Министерства просвещения РСФСР, состоял в активе АПН РСФСР, являлся членом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

Будет не лишним напомнить учителям содержание работы Фёдора Павловича по школьному краеведению, в частности по изучению его учениками Москвы-реки. В статьях на эту тему о обобщил итоги своей практической деятельности. Подчёркивая необходимость изучения школьниками природного и общественного окружения школы, Фёдор Павлович говорил, что задачи, стоящие перед краеведением, выходят за пределы школы, приобщают ребят к участию в общественной жизни, вовлекают их в выполнение заданий местных и иных организаций.

Школьное краеведение способствует преодолению формализма, сухости и отвлечённости преподавания; краеведческая работа приучает школьников наблюдать окружающую среду, вникать в смысл каждого явления; она воспитывает в них любовь в Родине, пробуждает и развивает глубокое чувство советского патриотизма.

Первым толчком к изучению района учащимися 580-й школы послужило посещение ими обнажения на берегу Москвы-реки после весеннего паводка, позволившее собрать коллекции камней, аллювиальных пород и окаменелостей, что дало основание установить признаки пребывания здесь древнего ледника.

Возникший у учащихся интерес к геологическому прошлому повлёк за собой организацию в школе геологического кружка, который осуществил ряд экскурсий по Подмосковью: на Москву-реку, на Татарские высоты, каменоломни Подольска, затем по изучению Русской платформы и выходов кристаллических пород. Состоялась экскурсия на родину Ф.П.Калинина к берегам Белого моря, на Карело-Скандинавский кристаллический щит.

Сборы геологических экспонатов, их обработка, изучение и оформление положили начало созданию краеведческого музея при 580-й школе в Рублёве.

Другим важным разделом краеведческой работы было наблюдение погоды, развившееся в широкое изучение явлений в атмосфере, что в дальнейшем привело к созданию метеорологической станции при школе и к обработке полученных материалов, которые позволили подойти к элементарному предсказанию погоды. Эти предсказания стали использоваться подсобным хозяйством Рублёвской насосной станции, а в 1942 г., во время войны, сводки наблюдений передавались в штаб МПВО. По мере углубления наблюдений их стали связывать с фенологическими явлениями, что, несомненно, развивало наблюдательность учащихся, давало более глубокое понимание ими явлений природы в их причинной связи и зависимости. Далее в связи с размахом краеведческой работы возникла необходимость изучения растительного мира и почв своего района; затем последовало изучение животного мира, причём часть собранного материала была использована для приготовления чучел. Следующий этап - изучение историко-геологического прошлого района, сбор соответствующих коллекций и окаменелостей, составление таблиц разных эпох и периодов по исторической геологии. Затем изучение истории своего посёлка Рублёво, возникновения Рублёвской водонасосной станции, а потом и изучение истории Москвы.

Широко применял Фёдор Павлович со своими учениками экспедиционный метод изучения географических объектов, связывая его с практическими потребностями хозяйства своего района.

В этой работе принимало участие 17 школьников старших классов. Исследовательская работа была осуществлена по заданию управления Рублёвского водопровода, обеспечивающего водоснабжение Москвы. Перед экспедицией были поставлены задачи исследовать: а) за счёт каких источников питается Москва-река; б) где она загрязняется; в) какие болота придают её воде болотный привкус.

Эта исследовательская работа школьников представляет яркий пример тесной связи обучения с жизнью, с практикой народно-хозяйственного строительства.

Экспедиции предшествовала большая подготовительная работа географического кружка по длительному наблюдению за режимом Москвы-реки в районе школы, за работой текущих вод, по систематическому измерению ширины и глубины реки, скорости течения, расхода воды за сутки, за год и т.п.

В результате работы экспедиции Рублёвская водопроводная станция получила ясное представление о притоках, питающих Москву-реку, из которой станция берёт воды, и о причинах загрязнения вод. Так экспедиция школьников осуществила общественно полезную работу большого значения.

В заключение хотелось бы вспомнить, что Ф.П.Калинин вложил в любимое дело преподавания географии все свои силы, знания и умение. Не только в учебное время, но в часы досуга и во время каникул он был вместе с детьми, руководил их чтением географической литературы, изготовлением наглядных пособий и приборов, совершал с ними увлекательные экскурсии и экспедиции по изучению родного края.

Он всегда делился своими знаниями, богатым опытом и мастерством преподавательской работы с молодыми и начинающими учителями, показывал на примере, как надо строить работу в школе, чтобы знания учащихся были глубокими, а уроки интересными и содержательными.

И.Д.Топорков, М.М.Шмелёв

Школьный музей

Музей при 580-й школе в Рублёве, созданный Ф.П.Калининым, является одним из лучших не только в Москве, но и в нашей республике.

В этом музее с достаточной полнотой отражены результаты многолетней краеведческой работы Ф.П.Калинина, прекрасного учителя географии, горячего энтузиаста по изучению окрестностей своей школы, своего края.

О богатстве собранных материалов говорят отделы музея. (Мы ограничимся лишь кратким перечислением материалов по отделам).

I. Вводный, в котором рассказывается о значении музея и его роли в школе. Тут и перечень наглядных пособий, и подарки от бывших учеников школы: краб-гигант из дальневосточных морей, минералогическая горка. Картинная галерея видов и ландшафтов. Большой металлический магнитный самодельный глобус. Стенд - "Погода сегодня". Маршрутная карта проведённых школой походов. Две карты экспедиций, проведённых Ф.П.Калининым со школьниками по заданию Рублёвской водопроводной станции, и карта гидрологического изучения Москвы-реки и её притоков от истоков до Рублёва.

II. Геологический. Витрина вдоль стен с коллекциями горных пород, палеонтологических находок, окаменелостей, раздаточный материал, схемы по исторической геологии и пр.

III. Климат и растительносить. Плоские развёртывающиеся стенды на стенах: гербарии, таблицы фенологических наблюдений, календари погоды, розы ветров, таблицы выпадения осадков и др.

IV. Исторический отдел. Материалы по истории возникновения пос.Рублёво и г.Москвы. План посёлка Рублёво. Исторические сведения о Рублёвской водопроводной станции. Схема расширения и реконструкции Рублёвской станции. Схема очистки протоков воды. Диаграммы расхода воды.

V. Отдел нумизматики. Интересный и обширный, созданный за счёт подарков бывших учащихся, находок при раскопках.

VI. Портретная галерея географов и путешественников.

При музее школы Ф.П.Калинин организовал географическую площадку со всеми приборами для изучения явлений погоды, для ориентирования на местности и со многими макетами видов поверхности и вод на Земле.

На метеорологической станции этой площадки велись настолько длительные и точные наблюдения погоды, что можно было заняться прогнозами, которые и использовались на Рублёвской станции, а во время Великой Отечественной войны - и для целей ПВО.

Школьный краеведческий музей Ф.П.Калинина с его площадкой и метеостанцией был местом паломничества слушателей годичных курсов при Московском городском институте усовершенствования учителей, студентов педагогических институтов Москвы, московских учителей.

Кроме того, многие учителя, приезжавшие в столицу из разных мест нашей страны, посещали 580-ю "калининскую" школу в Рублёве, чтобы познакомиться с музеем, площадкой, метеостанцией, посоветоваться с Фёдором Павловичем о проведении краеведческой работы, использовать богатый опыт, накопленный им и представленный в экспонатах музея.

Надо отметить, что эти многочисленные экскурсии проводил не только сам Ф.П.Калинин, но и специально подготовленные члены краеведческого кружка, учащиеся не только старших, но и средних классов, которые выбирали какой-либо из отделов музея (согласно своим интересам) и становились хорошими экскурсоводами.

Самостоятельная работа членов кружка особенно ярко проявлялась в экспедициях, которые проводил Фёдор Павлович по заданию Рублёвской станции для определения истоков Москвы-реки и причин её загрязнения. Вся подготовка к ним велась на основе накопленного в музее материала, приборов, данных предыдущих экскурсий. Результаты экспедиций также оформлялись в виде экспонатов музея.

Воспоминания о Фёдоре Павловиче его ученика Алексея Бахурина

2107
RSS
Гость
17:20
+2
И где теперь все это? Бросили, растащили. разворовали. Фитнес открыть в Рублево-намного важнее. Докатились.