Воспоминания выпускников школы № 580, которые учились в ней в период с 1935 по 1961 год

Тип статьи:
Авторская

Статья в газете "Московская правда" о встрече выпускников школы № 580, которые учились в ней в период с 1935 по 1961 год.
Публикация 2010 года.

Школа - это память навсегда!

Анна СЕМЕНЕЦ

В этом году столичной школе № 580 исполнилось бы 75 лет. И хотя ее давно уже расформировали, бывшие выпускники по-прежнему говорят о своей альма-матер с любовью, собравшись в один из дней, чтобы вспомнить далекие, чудесные школьные годы.

В уютный зал бывшего Дома пионеров, а ныне Дома детского творчества "Рублево", украшенный разноцветными шарами и старыми фотографиями, пришли "мальчишки" и "девчонки", которые учились в школе № 580 начиная с открытия, то есть с 1935 года, и до 1961 года.
Фойе постепенно заполняется гостями - бывшими выпускниками школы. Спустя десятки лет они снова встретились. Пожилые люди узнают во вновь прибывших своих знакомых, приветствуют друг друга, обнимаются.
- Кто-то сегодня работает и не смог прийти, кто-то заболел, - говорит Инна Нахмановна Отсечкина - медалистка, выпускница школы. - Но я уверена, что все, кто сможет, обязательно будут. Вот и Нина Егоровна Стаховская пришла. Она окончила школу в 1941 году и сразу ушла на фронт. Всю войну прошла медсестрой. Для нас она настоящий герой! Правда, сегодня Нина скорее всего будет одна из своего выпуска...

Встречу выпускников организовал бывший Дом пионеров, в котором раньше располагалась школьная библиотека и проходили уроки труда. Когда школу закрыли, он приютил в своих стенах чудесный краеведческий музей школьного географического общества, экспонаты которого теперь нашли почетное место в отдельном зале и укрыты от негативных влияний окружающей среды за стеклянными витринами. Все удивительные находки: бивни мамонта, древние породы и всевозможные раковины - собирали когда-то сами выпускники. С каждым из этих древних свидетелей развития планеты связана отдельная история.

- Когда-то в Рублеве были песчаные карьеры, куда мы, члены географического общества, ходили на раскопки, - вспоминает Алексей Егорович Бахурин. - Работает экскаватор, и вдруг я вижу: что-то "ползет" по откосу. Я закричал, чтобы остановить работу экскаватора, который еще не успел закопать мою находку, и сразу ринулся к ней. Когда подошел ближе, увидел, что это часть бивня мамонта...
Пожалуй, практически каждый выпускник, пришедший на встречу, может похвастаться своей находкой за одним из стеклянных стендов, ведь большинство из них - участники того самого географического общества. Основал его учитель географии Федор Павлович Калинин.

- Я сегодня был на кладбище, цветы принес, - рассказывает Алексей Егорович. - Ну, как же иначе. Ведь он для меня был не просто учителем, а старшим товарищем, наставником, к которому я мог обратиться по любому вопросу. Столько всего интересного и полезного мы узнали в его географическом обществе! Когда я учился в институте, преподаватели спрашивали: "Откуда вы знаете столько про аммониты, меловые отложения?" Я ему отвечаю: "Из школы". А те искренне удивлялись: "У вас такое в школе преподавали?!" А когда я пришел на зачет, преподаватель молча взял зачетку, расписался и вернул ее мне. То есть он уже понял, что меня можно не спрашивать, я точно все это знаю. Потом мои знания географии пригодились, когда мы проходили военное дело. Майор спрашивает: "Где вы так научились читать карты?" А я ему опять: "В школе". Вышли на полевые занятия, он снова удивляется: "Где вы научились рисовать кроки?", а ответ мой вы, наверное, уже знаете. Я не могу сказать, где именно я всему научился - на уроках географии или в обществе, но эти знания остались у меня на всю жизнь.

Когда исполнилось сто лет со дня рождения Федора Павловича Калинина, его воспитанники собрались, чтобы почтить память учителя.
- Это было, кажется, в 2003 году, я точно не помню, - говорит Алексей Егорович. - Тогда пришли около 30 человек.
- Потом мы стали встречаться ежегодно, к нам подтягивалось все больше народу, - подхватывает разговор Инна Нахмановна. - А вот сегодня в честь 75-летнего юбилея школы решили собрать всех выпускников, пообщаться, вспомнить детство, наши постоянные поездки на раскопки... Куда мы только не ездили вместе с нашим руководителем - на Белое море, в Питер... Федор Павлович нас объединил, и, безусловно, в том, что мы спустя много лет по-прежнему встречаемся и дружим, есть и его заслуга.

Мои собеседники явно увлеклись воспоминаниями, а тем временем остальные гости давно уже заняли места в импровизированном классе, ожидая начала мероприятия. Также на встречу пригласили ребят из десятого класса соседней школы, и, возможно, она послужит им хорошим примером. Сотрудники и воспитанники Детского дома творчества подготовили для выпускников 580-й школы интересную программу. Людям, так давно покинувшим школьную скамью, всегда хочется хоть на денек вернуться в детство. Гостям сегодняшнего праздники такая возможность представилась - организаторы устроили для них настоящий школьный день: с уроками, звонками, переменками... Ну и, конечно же, какая школа может обойтись без директора!
- Мне сегодня не очень удобно быть в этой роли, - говорит директор ДДТ "Рублево" Ирина Николаевна Гончарова, - потому что многие из присутствующих в зале - мои бывшие учителя. И в то же время это очень приятная миссия - поздравить всех с днем рождения любимой школы и музея, которые неразрывно связаны. Краеведческий музей "родился" и "вырос" в школьных стенах, экспонаты собирали ученики, а когда школу закрыли, мы решили, что музей должен остаться на своей малой родине, в Рублеве, и перенесли его сюда. С тех пор мы стали видеться чаще, и каждая наша встреча тематическая. Сегодня мы решили вспомнить школьные годы и провести несколько уроков.
Как в любой школе, в начале каждого урока должен прозвенеть звонок. Из коридора доносится тихое "дзынь-дзынь", и вот в зале появляются ребятишки, наперебой звеня колокольчиками. Все "школьники", улыбнувшись, затихли, и начался урок.

Первое занятие - история родной школы. Преподаватель - выпускник 1951 года Алексей Егорович Бахурин начал свой рассказ:
- Как только образовался наш поселок, прежде всего здесь построили школу. Разработали проект, рассчитали смету, и в марте 1934 года началась работа. Четырехэтажное здание возвели в очень короткий срок, ведь эта стройка была поистине народной. Помогали все жители поселка, от мала до велика: кто кирпичи подавал, кто раствор мешал... А уже летом приступили к внутренней и внешней отделке. Школа была оформлена и оснащена превосходно. В кабинете биологии - скелеты, заспиртованные образцы, на химии - колбы, пробирки и всевозможные растворы. А что было снаружи... В верхний слой штукатурки мы добавили слюду, потом зачистили, и наша школа буквально искрилась на солнце. Наверное, вы все это помните...
О родной школе Алексей Егорович рассказывал долго и с упоением, и по блеску в его глазах было видно, что воспоминания о том времени свежи в его памяти, словно это было вчера. Но все уроки когда-нибудь заканчиваются, даже такие увлекательные, и начинается перемена.
- Мы начали занятие, но не провели перекличку, - всполошились вдруг организаторы. Вооружившись списком, стали отмечать присутствующих.
"Выпуск 1936 года?" - громко произносит учитель, а в ответ пугающая тишина. "Тридцать седьмой?" И снова никого. Откликнулась только Нина Егоровна, когда дошли до выпускников 1941 года, а потом опять молчание. "1945-й здесь!" - крикнул кто-то из "класса", и в зале неуверенно поднялись три руки. Но потом зал все-таки оживился. Почти от каждого года выпуска были свои делегаты.
- Сорок шестой?
- Здесь!
- Сорок седьмой?
- Тут! - выкрикивали из зала.
На уроке литературы юные воспитанники Рублевского ДДТ читали стихи одного из выпускников 580-й школы Алексея Бахурина.


...Полсотни лет стремглав мелькнуло,
И вот стою я у дверей,
У школы бывшей и моей,
Куда пришли мы с внучкой Юлей...
Сюда сдавал на обученье
И сына. Здесь знакомо все:
Балконы, лестницы и двери,
Где мной разбитое окно...


Урок закончился и плавно перешел в воспоминания выпускников.
- А помнишь, как русский язык учили? - слышу шепот за спиной. - Напишем диктант, а потом каждый тетрадь соседа по парте проверяет. Ошибки исправляли зеленой ручкой, а потом учительница собирала тетради, брала красную ручку и ставила оценки всем: и тем, кто писал, и тем, кто правил.
- А помните, как 1 сентября на парте у каждого лежали яблочки, собранные в нашем школьном саду? - говорит пожилая женщина напротив.
- Да-а! - поддерживает ее соседка. - А я до сих пор помню вкус тех булочек, что нам давали в школе в военные годы. В то время они казались слаще любых конфет.
- А какие устраивали походы! Никаких школьных автобусов тогда не было. В лучшем случае были крытые машины, а то и не крытые вовсе. И куда мы только на них не ездили, - обращается седой мужчина скорее к присутствующим на встрече десятиклассникам соседней школы, чем к бывшим одноклассникам, которые уж точно этого не забыли. Для нынешних школьников эта встреча очень показательна, ведь мало кто может похвастаться такой дружбой, прошедшей сквозь многие десятилетия. И, по словам самих выпускников, объединила их школа и ее замечательные педагоги, такие, как Федор Павлович или, например, Борис Петрович.
- Он был настоящим фронтовиком, весь в ранениях... А когда после очередного его комиссовали, он пришел работать в школу, вел у нас физику. Предмет не из легких, - вспоминают выпускники. - Но мы если не понимали, то зубрили, ведь было стыдно встать на уроке и на вопрос учителя ответить, что ты не знаешь...
Тогдашние школьники смотрели на учителей не просто с уважением, а с каким-то восхищением и обожанием. Хотя шалить это им вовсе не мешало.
- На химии, пока учитель не видит, мы соединяли марганцовку с глицерином, а потом кидали взрывчатую смесь из окошка, - вспоминает одна из выпускниц. - Шкодили, конечно, часто, но как-то по-доброму.

Шквал нахлынувших воспоминаний прерывает школьный звонок - начался урок танцев. Зазвучали первые аккорды школьного вальса, и под "Давно, друзья веселые, простились мы со школою..." в зале, кружась в танце, появляется очаровательная юная пара. И пока танцоры скользили в центре зала, собравшиеся выпускники тихонько напевали знакомый мотивчик и задумчиво улыбались, видимо, вспоминая себя в те далекие годы.
- Вы не представляете, какие балы были у нас в школе, - рассказывают выпускники нынешним десятиклассникам. - Танцы нам преподавала балерина Большого театра. На вечерах танцевали мазурку, венгерку, вальс... Но как только учительница куда-нибудь выходила, мы быстренько переставляли пластинки и "дрыгались" в свое удовольствие.
На смену уроку танцев незаметно пришел урок музыки. На середину зала выходят ребята в галстуках и начинают петь: "Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих!" Ну, конечно же, эту песню узнали все, и сразу же стали активно подпевать, кивая головой в такт. Получился настоящий хор, и 75 - 80-летние гости вечера, кажется, на миг вдруг снова стали задорными и беззаботными пионерами.

"Учебный день" подошел к концу, но прежде чем отпустить всех по домам, организаторы преподнесли еще один сюрприз: по "классу" пустили колокольчик, и каждый мог исполнить свою детскую мечту - дать "последний звонок". Многие из присутствующих подошли к этому делу ответственно и с большим энтузиазмом, и на несколько минут зал заполнил мелодичный звон.
Правда, после "уроков" собравшиеся не спешили расходиться по домам. Бывшие выпускники решили наведаться в здание родной школы, которое находится по соседству, и сделать пару снимков на память.
- В Доме пионеров хранится очень много наших фотографий, ведь в последнее время мы стараемся встречаться как можно чаще, по возможности помогать друг другу, - говорит Инна Нахмановна.
После таких слов становится ясно: бывает и так, что школьная дружба - это навсегда.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!