Валерия Барсова, народная артистка СССР

Тип статьи:
Авторская
Валерия Барсова, народная артистка СССР

Если бы при Рублёвской водопроводной станции инженер Бирюков не построил в 1911 году театральную сцену, а его жена не сшила собственными руками для театра занавес и первые костюмы для актёров, то возможно и не появилась бы на русской сцене великая певица Валерия Владимировна Барсова.

13 июня 1892 года в Астрахани в семье типографского служащего Владимира Владимирова родилась девочка, которую назвали Калерией (став взрослой, она стала называть себя Валерией). У Калерии было два брата и две старшие сестры. «Отца не помню. Мне едва исполнился год, когда он умер, – рассказывала Валерия Владимировна. – Вся наша семья перешла на иждивение моей старшей сестры. Я училась в гимназии, в музыкальном училище, выступала в любительских спектаклях и концертах…» В 17 лет выпускница музыкального училища и гимназии с аттестатом «домашней учительницы» выбрала путь музыканта и покинула родной город.

Как пишет Г.Блюмин в книге, посвещённой истории РВС, в Рублёве жил дальний родственник семьи - Константин Константинович Барсов, который работал бактериологом на Рублёвской станции и имел служебную квартиру. Он согласился приютить девушку у себя. Барсов целыми днями был на службе, домашние заботы были на Валерии. С течением времени Константин Константинович сделал предложение девушке, и она его приняла.

Однажды, в день, когда поднялись в небо струи фонтана "Большой Нептун" на территории станции (ежегодно торжественно в день закладки станции - 15 июля - пускался на полную мощность этот фонтан) и перед собравшимися работниками выступали самодеятельные артисты, здесь вдруг прозвучал чудесный голос жены Константина Константиновича Барсова - Валерии. Потом она много раз будет выступать в Рублёвском театре. Вот свидетельство современницы тех событий М.В.Гончаровой, работавшей в 1922 году секретарём-машинисткой в рабочем клубе Рублёва:

"На сцене часто в концертах выступала Валерия Барсова, пела и часто приглашала артистов. Ставились оперы на нашей сцене. В то время она проживала в Рублёве с мужем, который работал на Рублёвской станции в лаборатории, биолог".

Дом в Рублёве, где жили Барсовы в 1930-е годы, сохранился до сих пор: дом № 33 по улице В.Ботылёва (Кировская, 16). Супруги занимали квартиру на первом этаже в 1-м подъезде.

Годы учёбы в консерватории не были лёгкими.  Помимо занятий - частные уроки, работа учительницей пения в городском начальном училище для мальчиков. В 1915 году случай привёл Валерию в театр-кабаре «Летучая мышь», где она выступала в небольших сатирических ролях в юмористических миниатюрах, опереттах. Здесь в революционном 1917-м её заметил С.И.Зимин, пригласил в свою труппу, предложив для дебюта Джильду в «Риголетто» Дж.Верди, что и определило судьбу Барсовой как оперной певицы. Студентка – учительница – актриса, «одна в трёх лицах», - так Валерия пишет о себе в дневнике в тот тяжёлый период. Утром - преподавание в училище, днём – репетиции в театре, после обеда – занятия в консерватории, и до позднего вечера – театральные представления.

В 1919 году Валерия окон­чи­ла Московскую консерваторию сразу по двум классам: фортепиа­но и соль­но­го пе­ния. А училась она у своей старшей сестры - профессора консерватории Марии Владимировны Владимировой. Огромную роль в жизни будущей известной артистки сыграла её старшая сестра, которая сама была не только одарённой певицей, но и талантливым педагогом. Мария первая обратила внимание на особенности голоса сестры и настояла на поступлении Валерии в консерваторию. 

Решение пробоваться в Большой театр укрепилось в ней после встречи с Ф.И.Шаляпиным во время его гастролей летом 1919 года. В московском театре «Эрмитаж» был объявлен «Севильский цирюльник». Билеты были проданы, но вдруг заболела А.Нежданова, исполнительница роли Розины. Администратор театра лихорадочно искал замену. Ему посоветовали молодую выпускницу консерватории Валерию Барсову. Шаляпин неохотно согласился, так как выбора не было. Хотя роль Розины безупречно была выучена еще в консерватории, последовала серьёзная подготовка к спектаклю. Барсова так понравилась Шаляпину, что он сказал своему импрессарио: «На роль Розины всегда бери эту маленькую»! По всей Москве разнесся слух о головокружительном успехе начинающей певицы.

hello_html_m41305cb3.jpg

Валерия Барсова. 1920-1925 гг.

1920 год – первый выход на сцену Большого театра. Большие роли ей стали давать не сразу, приходилось довольствоваться эпизодами. Она писала об этом периоде: «…Благодаря своей энергии и любви к специальности, добилась того, что стала петь повсюду, где только возможно: на клубных площадках, на сценах столичных городов, в провинции». Через несколько лет ситуация изменилась, и начался период творческого расцвета Барсовой в Большом театре. Она исполнила 30 выдающихся оперных партий, которые стали шедеврами вокальной музыки ХХ века. 

Валерия Барсова получила звание Народной артистки СССР в 1937 году. А в следующем году был арестован и расстрелян её муж, заведующий бактериологической лабораторией РВС К.К.Барсов. Тогда вместе с ним по сфабрикованному "Делу о контрреволюционной шпионской организации микробиологов и работников водоснабжения" арестовали около 40 сотрудников станции. Всех их впоследствии реабилитировали.

Валерия Барсова продолжала выступать и как камерная певица. Она одной из первых стала создавать уникальные, тематические концертные программы. Например, один из самостоятельных её концертов был посвящён «Танцу в вокальной музыке». Камерный репертуар певицы насчитывал более 600 произведений: арий из опер, романсов, народных песен. Любила расширять свой репертуар, выискивать неизвестные произведения, которые до неё мало исполнялись, пела не только на русском, но и на иностранных языках, в том числе на языках советских республик. 

Большой успех Барсовой принесла роль Джульетты в опере «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. В 1925-1926 гг. Барсова пела Джульетту с Леонидом Витальевичем Собиновым, который выступал в роли Ромео. Их голоса сливались на редкость красиво и гармонично. С Собиновым ей было легко и петь и играть, они оба были превосходными актерами.

Позже её постоянным партнером в опере «Ромео и Джульетта» стал Сергей Яковлевич Лемешев. В своей книге «Путь к искусству» Лемешев вспоминал: «На премьере 22 июня 1941 г. я пришел в восхищение, увидев перед собой Барсову-Джульетту, так она была изящна, молода, полна вдохновения. Я знал, что за всем этим – строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа».

В 1941 году Валерия Барсова была удостоена Сталинской премии.

В годы Великой Отечественной войны певица выступала с концертами перед воинами на фронтах, в госпиталях, на оборонных предприятиях, принимала участие в сборе средств для Красной Армии, сама сдала деньги и драгоценности, на эти средства был построен танк с надписью на борту: «Валерия Барсова». Танк сражался на улицах Берлина в апреле 1945 года.

Валерия Владимировна продолжала концертную деятельность и после того, как закончила оперную карьеру в Большом театре в 1947 году. С 1950 года она стала преподавать в Московской консерватории (с 1952-го - профессор). 

Уйдя из Большого театра, Барсова стала ежегодно приезжать в Сочи на отдых. По её просьбе городские власти выделили ей земельный участок под строительство дома, в котором сейчас находится музей "Дача В.В.Барсовой". В течение 20 лет Барсова проводила в Сочи лето и осень, а последние два года жизни (1966-67 гг.) жила здесь постоянно.

hello_html_m240ed856.jpg

Дом В.В.Барсовой в Сочи, 1947 год


Источники: Г.Блюмин "Близ вод, сиявших в тишине" 

Д.Бондарева "Творческое наследие Валерии Барсовой"

Т.Маршкова "Большой театр. Золотые голоса"

224
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!